Прокуратура Ленинского района города Ставрополя Адрес: 355035, г.Ставрополь, ул. Морозова, 1 А Телефон: (8652) 37-08-04
Прокурор разъясняет
Особенности взаимодействия прокуратуры и следствия 01.06.2017

Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ существенно сузил полномочия прокурора в сфере надзора за предварительным следствием. С момента принятия закона начались рассуждения, полемики, начиная с академического уровня, заканчивая законопроектами, предлагаемыми в Государственную Думу, направленных на частичный возврат утраченных прокурором полномочий. В то же время поступают и законопроекты, которые направлены на увеличение самостоятельности следователя следственного органа.

Что же является более эффективным для противодействия преступности? Рассмотрим мнения ряда ученых, которые также дают неоднозначную оценку сложившейся проблемы.

Статья 30 главы 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1-ФЗ дополняется отсылкой на уголовно-процессуальное законодательство, где в ст. 37 УПК РФ следует, что прокурор обязан осуществлять надзор за исполнением законов органами предварительного следствия в ходе досудебного производства. Однако, УПК РФ не прописывает перечень проверочных действий, которые уполномочен совершать прокурор. Поэтому зачастую появляются казусные ситуации между прокуратурой и следственным органом, например, при истребовании материалов проверок прокуратурой. Не говоря уже о сроках представления истребованных материалов. Если рассматривать вопрос о сроках, как предварительного следствия, так и приема, регистрации и разрешения  сообщений о преступлениях следователем, представление постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и самого уголовного дела, то все процессуальные действия должны быть в пределах сроков, утвержденных в УПК РФ.

Еще одним предметом постоянной дискуссии в научно-правовой литературе является полномочие прокурора на возбуждение уголовного дела. Необходимо отметить, что преобладающее большинство ученых и практиков выступают за наделение прокурора теми полномочиями, которыми он обладал до принятия закона № 87-ФЗ, в том числе и в вопросе возможности возбуждения уголовного дела прокурором.
Также и сами практики отмечают, что возвращение полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела было бы целесообразно, так как у прокурора есть возможность проводить так называемые

«общенадзорные» проверки, по результатам которых он может выявить преступления, например, такие как неуплата налогов, заработной платы, алиментов и т.п. Следовательно, прокурор сам может выявить состав преступления при проведении проверок и  сам  же  может  возбудить  уголовное  дело  и  передать для досудебного расследования органам предварительного следствия.

Еще одной проблемой прокурорского надзора за исполнением законов, осуществляющими предварительное следствие, является использование средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения. С принятием  закона в 2007 г. прокурор начинает использовать требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия, как средство прокурорского реагирование. Но в Законе о прокуратуре не регламентированы понятие, структура, содержание данного требования, что затрудняет применение данной категории в строго правовом регламентированном виде.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа[5]. Однако на практике появляется ряд факторов, препятствующих самостоятельной деятельности следователя.

Во-первых, это прокурорский надзор, что следует из вышеуказанного. Но нельзя не согласиться с тем, что упразднение прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, приведет к ухудшению расследования и раскрываемости дел, качеству досудебного расследования. Излишняя процессуальная самостоятельность порождает бесконтрольность и злоупотребления. Так, в  ряде регионов  для  отражения  более высоких показателей  по раскрытию преступлений УУП, СОГ, ОВО выявлялись очевидные преступления, предусмотренные ст. 157, 297, 312 УК РФ, в то время, как уголовно-правовая статистика не отражала объективную картину с защитой конституционных прав граждан.


С другой стороны, самостоятельность следователя ограничивается властными полномочиями руководителя следственного органа. Практически все полномочия прокурора касательно предварительного следствия кроме надзора за исполнением законов перешли к руководителю следственного органа. Таким образом, можно даже говорить о полной утрате независимости следователя в принятии решений перед руководителем следствия – ведомственном контроле.


Но, как уже было сказано, следователь не должен быть полностью независим и самостоятелен. Это может привести к злоупотреблению должностными полномочиями. Что же касательно выбора повышения эффективности прокурорского надзора за органами предварительного следствия или самостоятельности следователя, необходимо отметить, что должен быть некий консенсус. В плане наделения следователя самостоятельностью должно быть учтено и наделение его ответственностью за свои действия, принимаемые решения, то есть результаты расследования, это не только показатель работы руководителя следственного отдела, а прежде всего работы следователя.

Между тем необходима некая золотая середина при вневедомственном контроле и прокурорском надзоре. Для более качественного расследования дел, уменьшения процента возврата дел прокурором и/или судом, необходимо проводить совещания минимум раз в месяц с участием прокурора по надзору за предварительным следствием, руководителем следственного органа и следователями, где будут вынесены на обсуждение, принятие решения по возникшим вопросам, проблемам при расследовании того или иного дела. Подобные совещания также позволят глубже понять свою работу, почувствовать ответственность своего дела молодым следователям.