Прокуратура Ленинского района города Ставрополя Адрес: 355035, г.Ставрополь, ул. Морозова, 1 А Телефон: (8652) 37-08-04
Прокурор разъясняет
Проблемы законодательного регулирования охоты на территории РФ 02.08.2017

Охота и сохранение охотничьих ресурсов, осуществление деятельности в сфере охотничьего хозяйства являются предметом правового регулирования, представляющим повышенный интерес, связанный с внесением изменений в действующее законодательство, определяющее режим использования и охраны объектов животного мира.
В основном такие законодательные инициативы предлагаются депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ в порядке реализации ими своего пра-
ва, предусмотренного ст. 104 Конституции РФ.
Одна из отмеченных инициатив была представлена в виде проекта федерального закона № 390481-6 «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”».
С принятием Закона об охоте в 2009 г. правовое регулирование ха-
рактеризуется следующим. В соответствии с этим Законом пользование животным миром в целях охоты допускается на платной основе, гласно, с использованием механизма аукциона (ст. 2, 27, 28). Основанием возникновения права пользования животным миром является охотхозяйственное соглашение, заключаемое между юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охотничьего хозяйства — с другой. Согласно ст. 27 и 28
Закона об охоте такое соглашение заключается по результатам аукциона,
победителем которого признается участник, предложивший наиболее высокую цену за право заключить данное соглашение, т. е. проведение аукциона является обязательным предварительным условием заключения охотхозяйственного соглашения. Средства, полученные от продажи права на заключение охотхозяйственного соглашения, подлежат перечислению организатором аукциона в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в установленном порядке. Такое положение Закона об охоте является общим правилом, обязательным для исполнения, и касается всех лиц, желающих осуществлять деятельность в сфере охотничьего хозяйства. Применяться это правило должно к отношениям, возникающим после даты вступления в силу Закона об охоте.
В то же время ч. 3 ст. 71 названного Закона устанавливает случай, при котором применяется исключение из общего правила. Этот случай распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при наличии следующих обстоятельств, возникших до вступления в силу Закона об охоте: право долгосрочного пользования животным миром возникло у таких правообладателей на основании лицензий, выданных им в ранее действовавшем порядке; с правообладателями лицензий ранее был заключен договор о предоставлении им в пользование соответствующих угодий (территорий или акваторий) в целях ведения охотничьего хозяйства.
Перечисленные обстоятельства должны учитываться в совокупности и являться основанием для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их волеизъявлении на заключение новых охотхозяйственных соглашений в соответствии с требованиями Закона об охоте, причем без проведения аукциона на право их заключения и только в отношении охотничьих угодий, указанных в ранее заключенных договорах. В теории права такая ситуация называется «переживанием закона», когда уже недействующий порядок сохраняется, в нашем случае для определенного круга лиц — участников длящихся правоотношений.
Тем самым законодатель справедливо установил исключение из общего правила, которое касается только субъектов длящихся правоотношений, возникших до вступления в силу Закона об охоте. Исключение действует в рамках переходных положений, т. е. условий, при которых данный Закон в разумный срок должен быть в полном объеме внедрен в правовую систему страны с учетом готовности правоприменительной практики. Однако срок, на который заключаются охотхозяйственные соглашения без соблюдения обязательного предварительного условия — проведения аукциона, Законом об охоте (ч. 3 ст. 71) в его первоначальной редакции однозначно установлен не был.
Редакция ч. 3 ст. 71 Закона об охоте, предлагаемая в законопроекте №390481-6, который был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении в сентябре 2014 г., повторяла содержание действующей нормы, дополняя ее указанием о сроке заключения охотхозяйственных соглашений без соблюдения обязательного предварительного условия в виде аукциона. При этом была использована отсылка к ч. 1 ст. 27 Закона об охоте.
Таким образом, содержание действующей нормы о случае исключения из общего правила предлагалось дополнить отсылкой к возможным срокам заключения охотхозяйственных соглашений, минуя соблюдение обязательного условия в виде проведения аукциона. Речь шла о диапазоне сроков заключения охотхозяйственных соглашений — от 20 до 49 лет, введенном Законом об охоте со дня вступления его в силу.