Прокуратура Ленинского района города Ставрополя Адрес: 355035, г.Ставрополь, ул. Морозова, 1 А Телефон: (8652) 37-08-04
Прокурор разъясняет
Проблемы, возникающие при осуществлении природоохранительной деятельности 04.08.2017

Вопросы охраны окружающей природной среды в наши дни затрагивают все человечество. Актуальность темы обусловлена тем, что наша страна, как обладательница большего объема природных ресурсов, заинтересована в экологическом благополучии своей территории в наибольшей степени. Однако действующая на сегодняшний момент система стимулирование природоохранной деятельности является малоэффективной. Но прежде чем говорить о повышении эффективности стимулирования природоохранной деятельности, следует рассмотреть само это понятие.
Основной закон, регулирующий отношения в сфере природопользования «Об охране окружающей среды», в ст. 14 указывает на такие методы стимулирования как налоговые и иные льготы при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стимулирование рационального землепользования осуществляется путем освобождения от уплаты земельного налога. Федеральный закон «О животном мире» устанавливает меры экономического стимулирования охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира путем предоставления льготных кредитов для выполнения работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; путем премирования должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира. В соответствии с п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (часть вторая) не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина и т. д. (пп. 17); а так же услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов и т. д. (пп. 20); К учреждениям культуры и искусства в целях этой главы НК РФ относятся, в частности, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, устанавливаются статьей 251 Налогового кодекса РФ (часть вторая). Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (п. 14) Однако, в настоящее время отсутствует целостная система мер стимулирования природоохранной деятельности, а отдельные меры, без сочетания с комплексом других не дают положительного результата.
Стоит отметить, что в «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года сказано, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. Под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха находится более 54 процентов городского населения в 40 субъектах Российской Федерации. Достаточно широко развита экосертификация. Она дополняет обычную сертификацию и носит обязательный характер. Данная система уже длительное время существует в Австрии, Бельгии и Великобритании. Также для повышения эффективности природоохранных мероприятий, следует усилить пропаганду экологических ценностей, в то числе, среди детей и молодежи. Система налоговых льгот должна быть разработана таким образом, что бы отказ от повышения уровня природоохранных мероприятия был не выгоден экономическим субъектам. В тоже время следует усилить санкции за экологические правонарушения.
Так же, поддерживаем точку зрения о том, что должно производиться информирование общественности об экологической результативности конкретных предприятий и их экологической деятельности, что приведет к реагированию общества как на отдельные случаи крупного загрязнения, так и на несоблюдение нормативно-правовых требований в целом.
Из сказанного вытекают следующие принципы построения единой и эффективной системы стимулирования охраны природы:
1. Комплексный подход к осуществлению стимулирования, то есть разработка системы, направленной на каждый элемент охраны природы, и взаимодействующих между собой с целью повышения эффективности.
2. Создание баланса между мерами стимулирования и санкциями.
3. Введение стимулирования на всех уровнях экономического механизма.
4. Сочетание мер экономического стимулирования с иными элементами экономического механизма охраны природы: планированием, контролем, регулированием, санкциями.
5. Сочетание материальных и моральных мер стимулирования предприятий и отдельных лиц, проводящих эффективную природоохранную политику.