Прокуратура Ленинского района города Ставрополя Адрес: 355035, г.Ставрополь, ул. Морозова, 1 А Телефон: (8652) 37-08-04
Прокурор разъясняет
Особенности взаимодействия прокуратуры и общественных организаций 07.08.2017

Как следует из результатов социологических опросов, большинство прокурорских работников считает своим главным назначением защиту прав и свобод граждан, оказание помощи наименее защищенным слоям населения и восстановление социальной справедливости. Респонденты признают, что для того, чтобы такая работа была результативной и люди чувствовали себя защищенными от преступных посягательств и произвола чиновников, необходима активная повседневная поддержка усилий прокуратуры самыми широкими кругами общественности. Специфика прокуратуры заключается в том, что этот орган государства создан исключительно для того, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов и в этом смысле сам он должен быть образцовым олицетворением закона. Особенно это важно учитывать при планировании и осуществлении внешних связей, взаимодействии с журналистами, работниками других творческих союзов и общественных объединений. Поэтому выполнение специфических полномочий в рамках надзорных функций не следует смешивать с организацией делового взаимодействия с общественностью и СМИ, категорически избегая в этой сфере конфликта интересов.

Столь же высокий статус правовой защиты от необоснованного воздействия извне установлен законодателем и для добросовестных структур гражданского общества. Так, в соответствии со ст, 17 Федерального Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года вмешательство органов государственной и муниципальной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений не допускается.

Поэтому прокурорам следует учитывать, что целью взаимодействия с общественными организациями и СМИ является не одновременное осуществление надзора за этими структурами гражданского общества или общественный контроль за качеством работы прокурора, а создание условий и возможностей для оказания общественностью реальной помощи органам прокуратуры в обеспечении законности в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также, как следствие предпринятых мер, рост авторитета российской прокуратуры в глазах населения.

Следовательно, предметом взаимодействия прокуроров с общественностью и СМИ является обеспечение соблюдения Конституции и законов страны, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров государства в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка, борьбы с преступностью, совершенствования правового регулирования общественных отношений. Поэтому необходимо поддержать утверждение, что в рамках осуществления данной функции прокурор вправе реализовывать следующие полномочия:

· Заключать соглашение о сотрудничестве;

· Подготавливать совместно с представителями общественности и СМИ проекты перспективных направлений и приоритетов профилактики правонарушений в конкретной сфере;

· Принимать совместное участие в разработке проектов программ борьбы с преступлениями, иными правонарушениями;

· Обмениваться информацией, статистическими данными;

· Вносить предложения и рекомендации по защите прав и свобод человека и гражданина;

· Разъяснять требования закона по конкретным обращениям о предусмотренном законом порядке защиты прав и свобод человека и гражданина.


Активизация связей с общественными объединениями и прессой укрепляет авторитет прокуратуры, повышает степень доверия к ней, позволяет не только предметно показать общественную роль прокуратуры в обеспечении защиты интересов человека, укреплении режима законности и правопорядка, но и реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к закону. Считая принципиально важными вопросы поддержания более тесных связей с общественными организациями, Генеральный прокурор РФ предложил прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам осуществить меры по совершенствованию общественных связей в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Следует отметить, что организационные формы взаимодействия с общественностью и СМИ отличаются по своей сути от сугубо процессуальных форм деятельности органов прокуратуры тем, что они более многообразны. Они могут быть постоянными и временными, носить официальный и рабочий характер, осуществляться как по согласованию сторон, так и по рекомендации других субъектов, строиться на прямых связях или опосредованно.


Например, для руководителей прокуратур всех уровней считается необходимым регулярно проводить личные встречи с творческой интеллигенцией, устраивать «круглые столы» с представителями СМИ и общественных организаций, пресс-конференции по актуальным вопросам прокурорской деятельности. Наряду с перечисленными в ведомственных актах формами взаимодействия с общественными организациями, на практике хорошо зарекомендовали себя и такие не регламентированные на федеральном уровне, но фактически применяемые прокурорами на местах, как:

· привлечение на постоянной основе общественных помощников прокурора;

· организация телефонных «горячих линий» и совместных дежурств в общественных приемных, редакциях СМИ;

· привлечения на общественных началах в качестве специалистов, экспертов сотрудников общественных объединений.